Внешний контроль качества аудита (контроль деятельности)
Внешний контроль качества (контроль деятельности) работы аудиторских организаций проводят:
- саморегулируемая организация аудиторов (СРО ААС)
- уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - Федеральное казначество
Недостатки, выявляемые экспертами при внешнем контроле качества аудита
Комиссия по контролю качества СРО, Минфин РФ и Казначейство к наиболее существенным недостаткам в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выявленных при проведении внешнего контроля качества аудита относит следующие недостатки:
- низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (МСА 500 "Аудиторские доказательства")
- отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (МСА 530 "Аудиторская выборка")
- форма составления рабочих документов не обеспечивает общего понимания аудита, в рабочих документах не содержится обоснование всех важных моментов, по которым необходимо выразить профессиональное суждение, а также отсутствуют выводы аудитора по ним
- в составе рабочих документов по аудиторским заданиям отсутствуют документы, подтверждающие факт установления приемлемого уровня существенности при планировании аудита
- в представленных для проверки рабочих файлах отсутствуют подписи сотрудников, составивших и проверивших выполнение аудиторских процедур и оформление рабочих документов аудитора
- в рабочих документах отсутствуют сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры
- рабочие документы не содержат информации об изучении однотипных видов операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения
- перед проведением аудиторской проверки аудиторами не подписывался контрольный лист независимости аудитора или анкета независимости компании
- выводы аудитора об отсутствии сомнений в непрерывности деятельности не подтверждены расчетами величины чистых активов, расчетом основных финансовых коэффициентов, указывающих на признаки банкротства, установленных законодательством РФ
- отсутствует документальное подтверждение выполнения аудиторской организацией обязанности по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, запросов касательно письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов РФ, влияние которых должно учитываться при подготовке отчетности, запросов о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода в 12 месяцев со дня отчетной даты и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно
Внутренний контроль качества аудита
Программа IT Audit: Предприятие обеспечивает возможность оперативного и последующего контроля качества аудита в соответствии с требованиями Правила (Стандарта) N 1 МСК 1, МСК 2:
-
Надзорная проверка руководителем аудиторского задания. По результатам надзорной проверки формируется отчет.
× -
Проверка качества. Проводится лицами, не входящими в состав аудиторской группы, по состоянию на или до даты заключения и призванный объективно оценить значимые суждения аудиторской группы и ее выводы, сделанные при формулировании заключения.
Документирование контроля качества по аудиторским процедурам проводится проводится в форме Контроль качества.
×По результатам контроля качества формируется отчет.
×